Краткая История  и сегодняшние реалии тонкостенной керамики и фарфора ("eggshell ") в Китае

То, что в Китае делают очень тонкий фарфор ручной работы, я знал давно, но до поездки в Китай на выставку ни разу не держал его в руках. Такой фарфор называют обычно или «бестелесным» (bodiless), или фарфором «яичной скорлупы» (eggshell china porcelain), или иногда bó tāi cíqì «бо тай цы» ( 薄胎瓷器). Можно найти и другие названия. Информации в Интернете по этой теме почти нет (даже на англоязычных сайтах), а то, что продают через сайты под названием «ботайцы» или eggshell, судя по ценам, является совсем другим фарфором.

Дело в том, что в Китае сейчас очень бурно развиваются «керамические» технологии. Это и тонкостенное литьё, и гравировальные 3D автоматы по керамике, автоматы по нанесению рисунка-узора с помощью лазера, широко используются высококачественные «переводные» картинки (деколи). Эти технологии позволяют делать в промышленном масштабе и по приемлемой цене достаточно качественные фарфоровые, в т.ч. тонкостенные изделия. Их цена в Китае (в магазинах) вполне разумна (от 60-100 юаней, или примерно 500-900 рублей за изделие). Такие изделия, попадая в Россию (или другие страны), часто выдаются за ручную работу, и их продажная цена сразу умножается на 5-10 в сравнении с Китаем.

Что же касается фарфоровых (да и вообще керамических) изделий ручной гончарной работы, расписанных также вручную, то они даже в Китае продаются по очень хорошей цене. Реалистичная цена на достаточно простые тонкостенные фарфоровые изделия, расписанные вручную, в Китае не меньше 150$. А верхнего предела просто не существует. Лично я на выставке видел изделие (расписанная кружка размером не выше 12см) стоимостью 135000 Юаней (примерно 21600$). Самые крупные тонкостенные изделия (диаметром около 1 метра), которых сегодня практически не делают (нет мастеров) могут стоить (и продавались) за миллион долларов и выше.

Конечно, огромное значение имеет Имя и Статус Мастера. С этим в Китае очень строго. Существует официальный государственный «рейтинг» керамических мастеров, а также достаточно чёткая и жёсткая классификация их уровня (статуса). Это всё подтверждается Сертификатами, выданными государственной комиссией. Конечно, существуют и альтернативные (не государственные) комиссии, которые тоже присваивают звания и дают «бумаги», Но Роль и Значение Государства (Народной Республики) в Китае ОГРОМНА и «Вес» государственного сертификата существенно больше.

Сертифицированные Мастера могут ставить на свои изделия определённого вида «клейма». Изделие с таким клеймом сразу на порядки возрастает в цене. Разобраться в этой системе очень сложно, разве что специалистам-коллекционерам, да и те часто путаются и делают ошибки, т.к. существует большое количество подделок, и в первую очередь в части маркировки «клеймами». Как и в любой другой области искусства, подделка часто бывает очень высокого качества. Просто мастер, изготовивший эту подделку, по каким-то причинам не имеет соответствующего статуса.

Но вернёмся к основной теме: тонкостенному фарфору. Я буду в дальнейшем называть его «eggshell».

Попытаюсь, основываясь на очень скудных источниках информации, немного описать историю тонкостенного фарфора-керамики в Китае. Большую «подсказку» мне в этом вопросе дал сайт шведского коллекционера китайского и японского фарфора (www.gotheborg.com) Яна-Эрика Нильсона (Jan-Erik Nilsson).

Наиболее ранние упоминание о тонкостенных керамических изделиях (ещё не фарфоре) можно найти в доисторическую эпоху в провинции Ганьсю (Gansu), что находится на северо-западе Китая в верховьях реки Хуанхе (Желтой реки). В музеях Китая, в т.ч. и в Дзиндёчжене можно увидеть остатки кувшинов окрашенной керамики из Ганьсю. Эти кувшины были сформированы вручную.

Также тонкостенные черные и серые изделия были широко распространены в доисторической культуре (2-3 тысячелетие до р.х.) провинции Драконовых Гор-Луншань: Longshuan Black Pottery , что в нижнем течении Хуанхе (сейчас провинция полуострова Шаньдун). Это сосуды разных форм были обнаружены при раскопках в 1930г. Среди них особенно выделяются тонкостенные (до 0.5мм) «кубки» на высокой тонкой ножке. Эти кубки без сомнения изготовлены на гончарном круге и состоят из нескольких частей (секций). Широко использовалась форма с пустой средней частью ножки с прорезями. Данные изделия часто лощёные, а их черный (серый) цвет свидетельствует об использовании низко(без)кислородной атмосферы при обжиге. По сути это чернолощеная керамика, популярная сейчас с России и не только.

Когда я в первый раз увидел эти кубки, то был просто поражён, насколько они похожи на то, что делаю я, как по форме, так и по обработке. Хотя, до поездки в Китай я такие гончарные изделия не видел и о Луншаньской керамике ничего не знал. И тут такое… Есть о чём задуматься. «Связь времён»!

Интересно, что Тонкостенная луншаньская керамика по мнению многих специалистов так и осталась непревзойдённой по высочайшему уровню гончарного мастерства, даже в самом Китае! «Черная как лак, чистая как зеркало, тонкая как бумага, твердая как фарфор», - так сами китайцы говорят про эту керамику.В провинции Луншань до сих пор делают чернолощёную керамику весьма оригинальных форм, но, увы, далеко не такую тонкостенную.

Далее в истории тонкостенной керамики Китая наблюдается большой перерыв (или возможно нет достаточного письменного и фактического материала по этим периодам) до времен династии Сун (Song) (10-13 века после р.х.). В этот период мы уже сталкиваемся с тонкостенным фарфором, который стали производить в округе Дзиндечженя в деревне Нутань (Hutain village). Окресности Дзин де (как сокращенно называют в Китае свою столицу фарфора), в том числе и знаменитая гора Гаолинь (Каолин), богаты высококачественным исходным сырьём для производства фарфора. Как известно - это 2-а основных компонента: «фарфоровый камень» или по китайски «пе-тун-це» (pe-tun-tc(z)e), что на самом деле в переводе означает «маленький белый кирпичик» и каолин. Каолин выполняет в фарфоре функцию « костяного скелета». Это высокопрочный, тугоплавкий каркас на котором держится «тело» фарфорового изделия, наполненное полурасплавленным (в процессе обжига) «фарфоровым камнем». Конечно, это образ, но он передаёт «секретный принцип» композиции фарфоровой массы. Иностранцы, которые всеми доступными и недоступными способами пытались получить этот Секрет (включая христианских миссионеров, вроде хорошо технически подготовленного французского патера-шпиона Франсуа Ксавье д´Антреколя (Pere d’Entrecolles), который в 1712 году написал в Европу своё знаменитое письмо, описывающее технологию производства фарфора, в т.ч. и фарфоровой массы) возможно «зацепились» за образное слово «кости» и, в результате этого, на свет появился английский костяной фарфор, в котором функции каолина (каркаса) выполняют перемолотые и пережженные кости крупнорогатого скота.

Как я уже писал выше, для тонкостенного фарфора использовался состав с минимальным количеством каолина и во времена династии Сун изделия стали покрывать белоголубой (иссиня голубой- bluish white) глазурью J(Q)ingbai .

То, что в Китае делают очень тонкий фарфор ручной работы, я знал давно, но до поездки в Китай на выставку ни разу не держал его в руках. Такой фарфор называют обычно или «бестелесным» (bodiless), или фарфором «яичной скорлупы» (eggshell china porcelain), или иногда bó tāi cíqì «бо тай цы» ( 薄胎瓷器). Можно найти и другие названия. Информации в Интернете по этой теме почти нет (даже на англоязычных сайтах), а то, что продают через сайты под названием «ботайцы» или eggshell, судя по ценам, является совсем другим фарфором.

Дело в том, что в Китае сейчас очень бурно развиваются «керамические» технологии. Это и тонкостенное литьё, и гравировальные 3D автоматы по керамике, автоматы по нанесению рисунка-узора с помощью лазера, широко используются высококачественные «переводные» картинки (деколи). Эти технологии позволяют делать в промышленном масштабе и по приемлемой цене достаточно качественные фарфоровые, в т.ч. тонкостенные изделия. Их цена в Китае (в магазинах) вполне разумна (от 60-100 юаней, или примерно 500-900 рублей за изделие). Такие изделия, попадая в Россию (или другие страны), часто выдаются за ручную работу, и их продажная цена сразу умножается на 5-10 в сравнении с Китаем.

Что же касается фарфоровых (да и вообще керамических) изделий ручной гончарной работы, расписанных также вручную, то они даже в Китае продаются по очень хорошей цене. Реалистичная цена на достаточно простые тонкостенные фарфоровые изделия, расписанные вручную, в Китае не меньше 150$. А верхнего предела просто не существует. Лично я на выставке видел изделие (расписанная кружка размером не выше 12см) стоимостью 135000 Юаней (примерно 21600$). Самые крупные тонкостенные изделия (диаметром около 1 метра), которых сегодня практически не делают (нет мастеров) могут стоить (и продавались) за миллион долларов и выше.

Конечно, огромное значение имеет Имя и Статус Мастера. С этим в Китае очень строго. Существует официальный государственный «рейтинг» керамических мастеров, а также достаточно чёткая и жёсткая классификация их уровня (статуса). Это всё подтверждается Сертификатами, выданными государственной комиссией. Конечно, существуют и альтернативные (не государственные) комиссии, которые тоже присваивают звания и дают «бумаги», Но Роль и Значение Государства (Народной Республики) в Китае ОГРОМНА и «Вес» государственного сертификата существенно больше.

Сертифицированные Мастера могут ставить на свои изделия определённого вида «клейма». Изделие с таким клеймом сразу на порядки возрастает в цене. Разобраться в этой системе очень сложно, разве что специалистам-коллекционерам, да и те часто путаются и делают ошибки, т.к. существует большое количество подделок, и в первую очередь в части маркировки «клеймами». Как и в любой другой области искусства, подделка часто бывает очень высокого качества. Просто мастер, изготовивший эту подделку, по каким-то причинам не имеет соответствующего статуса.

Но вернёмся к основной теме: тонкостенному фарфору. Я буду в дальнейшем называть его «eggshell».

Попытаюсь, основываясь на очень скудных источниках информации, немного описать историю тонкостенного фарфора-керамики в Китае. Большую «подсказку» мне в этом вопросе дал сайт шведского коллекционера китайского и японского фарфора (www.gotheborg.com) Яна-Эрика Нильсона (Jan-Erik Nilsson).

Наиболее ранние упоминание о тонкостенных керамических изделиях (ещё не фарфоре) можно найти в доисторическую эпоху в провинции Ганьсю (Gansu), что находится на северо-западе Китая в верховьях реки Хуанхе (Желтой реки). В музеях Китая, в т.ч. и в Дзиндёчжене можно увидеть остатки кувшинов окрашенной керамики из Ганьсю. Эти кувшины были сформированы вручную.

Также тонкостенные черные и серые изделия были широко распространены в доисторической культуре (2-3 тысячелетие до р.х.) провинции Драконовых Гор-Луншань: Longshuan Black Pottery , что в нижнем течении Хуанхе (сейчас провинция полуострова Шаньдун). Это сосуды разных форм были обнаружены при раскопках в 1930г. Среди них особенно выделяются тонкостенные (до 0.5мм) «кубки» на высокой тонкой ножке. Эти кубки без сомнения изготовлены на гончарном круге и состоят из нескольких частей (секций). Широко использовалась форма с пустой средней частью ножки с прорезями. Данные изделия часто лощёные, а их черный (серый) цвет свидетельствует об использовании низко(без)кислородной атмосферы при обжиге. По сути это чернолощеная керамика, популярная сейчас с России и не только.

Когда я в первый раз увидел эти кубки, то был просто поражён, насколько они похожи на то, что делаю я, как по форме, так и по обработке. Хотя, до поездки в Китай я такие гончарные изделия не видел и о Луншаньской керамике ничего не знал. И тут такое… Есть о чём задуматься. «Связь времён»!

Интересно, что Тонкостенная луншаньская керамика по мнению многих специалистов так и осталась непревзойдённой по высочайшему уровню гончарного мастерства, даже в самом Китае! «Черная как лак, чистая как зеркало, тонкая как бумага, твердая как фарфор», - так сами китайцы говорят про эту керамику.В провинции Луншань до сих пор делают чернолощёную керамику весьма оригинальных форм, но, увы, далеко не такую тонкостенную.

Далее в истории тонкостенной керамики Китая наблюдается большой перерыв (или возможно нет достаточного письменного и фактического материала по этим периодам) до времен династии Сун (Song) (10-13 века после р.х.). В этот период мы уже сталкиваемся с тонкостенным фарфором, который стали производить в округе Дзиндечженя в деревне Нутань (Hutain village). Окресности Дзин де (как сокращенно называют в Китае свою столицу фарфора), в том числе и знаменитая гора Гаолинь (Каолин), богаты высококачественным исходным сырьём для производства фарфора. Как известно - это 2-а основных компонента: «фарфоровый камень» или по китайски «пе-тун-це» (pe-tun-tc(z)e), что на самом деле в переводе означает «маленький белый кирпичик» и каолин. Каолин выполняет в фарфоре функцию « костяного скелета». Это высокопрочный, тугоплавкий каркас на котором держится «тело» фарфорового изделия, наполненное полурасплавленным (в процессе обжига) «фарфоровым камнем». Конечно, это образ, но он передаёт «секретный принцип» композиции фарфоровой массы. Иностранцы, которые всеми доступными и недоступными способами пытались получить этот Секрет (включая христианских миссионеров, вроде хорошо технически подготовленного французского патера-шпиона Франсуа Ксавье д´Антреколя (Pere d’Entrecolles), который в 1712 году написал в Европу своё знаменитое письмо, описывающее технологию производства фарфора, в т.ч. и фарфоровой массы) возможно «зацепились» за образное слово «кости» и, в результате этого, на свет появился английский костяной фарфор, в котором функции каолина (каркаса) выполняют перемолотые и пережженные кости крупнорогатого скота.

Как я уже писал выше, для тонкостенного фарфора использовался состав с минимальным количеством каолина и во времена династии Сун изделия стали покрывать белоголубой (иссиня голубой- bluish white) глазурью J(Q)ingbai.







По всем вопросам звоните:

 тел. +7 (916) 533-77-75; тел. и WhatsApp +7 (985) 769-34-12,

или пишите: andrew-yaro@ya.ru

Мы в соцсетях:

  • Белый Facebook Icon
  • Белый Instagram Иконка

©2019 АРТ-РЕЛАКС студия  «ЯрО»